Система комфортного доступа мотоцикла, интегрированная с охранно-сервисным комплексом Pandora DXL 4200 moto.

Идея, что называется, витала в воздухе. Мотоциклисту, чтобы завести свой байк, требуется исполнить настоящий ритуальный танец: "снял перчатку, поискал ключ в кармане, другом кармане, нашарил скважину (иногда в труднодоступных местах, к примеру, под седлом), провернул ключ, надел перчатку". Иногда по ходу пьесы приходится делать дополнительные па: «уронил-поднял перчатку», «уронил-поднял ключ» и пр. Неудобно, в общем…

Но даже не этот эргономический просчет, неприемлемый в наше избалованное электронным комфортом время, послужил главным стимулом к работе. Дело в том, что обычный замок зажигания представляет собой механическую подвижную группу контактов, по которой проходят токи до 10 ампер и более, а на мотоцикле эти подпружиненные медные пластинки работают практически «на улице», во влажной и агрессивной среде.

Обдумав как следует эти малоприятные особенности стандартных замков, мы наметили следующие мероприятия по борьбе с ними:

1. Ликвидировать механический замок зажигания как класс.

2. Альтернативой должен послужить электронный замок зажигания, интегрированный с охранно-сервисной системой, предусматривающей управление в режиме HANDS FREE с помощью радиометки, что позволит реализовать на мотоцикле систему комфортного доступа без ключа зажигания и без каких-либо манипуляций с идентификационным транспондером.

3. Разработать максимально дружелюбный и интуитивно понятный алгоритм управления электронным замком, без использования каких-либо дополнительных кнопок. Кнопки правого рулевого пульта должны стать мультифункциональными. Обсуждение и реализация этого пункта программы отняло столько нормо-часов квалифицированного рабочего времени, что хватило бы на принятие поправки к Конституции в Госдуме, наверное…

Мотоцикл, на котором можно было испытать нашу разработку, имелся в наличии, ну а выбор охранно-сервисной системы был очевиден: Pandora DXL 4200 moto сочетала в себе весь необходимый функционал (транспондер 2,4 GHz, высокую степень пыле-влагозащиты IP65, приятные плюшки в виде специально адаптированных для мотоциклов алгоритмов); ну а по соотношению цена-качество у нее вообще не нашлось конкурентов (хотя Инет мы шерстили весьма усердно).

Дело за малым – надо разработать алгоритм управления зажиганием байка и установить приоритеты взаимоотношений Пандоры и системы комфортного доступа для различных событий в насыщенной жизни мотоцикла. Казалось бы, чего сложного? Ан нет. Далеко не все получилось сразу. Первый образец, испытанный в прошлом году, что называется «не пошел», мы его забраковали. И тем не менее, предназначение своё он выполнил, позволив выявить и исправить проблемные места алгоритма управления и правильно установить номинал таймеров (для корректной работы мультифункциональных кнопок рулевого пульта их использовано 6 шт.). Поэтому второй вариант, подвергнутый основательному апгрейту вплоть до полного ребилдинга просто не имел права нас разочаровать. Что же он собой представляет?

Moto CAS (от английского motorcycles comfort access system – система комфортного доступа мотоцикла) позволяет полностью избавится от ключа зажигания, который, к сожалению, имеет склонность теряться, ломаться, заклинивать и прочее. Все управление включением-глушением байка осуществляется со штатных кнопок на рулевых пультах: стартера и двиг-стопа (kill-switch). Замок зажигания просто-напросто отсутствует. Постановка и снятие с охраны происходит при выжиме рычага сцепления (штатная функция Pandora DXL 4200 moto).

Алгоритм управления moto CAS:

Включение зажигания. Выжал рычаг сцепления, Pandora опознала метку, сняла мотоцикл с охраны. На приборной панели перестает моргать светодиодный индикатор охраны, однократно (если не была потревожена охрана) мигнули поворотники, на телефон пришла СМС-ка (или не пришла, зависит от настроек интерфейса Pandora). Нажатие на кнопку стартера включает зажигание, о чем свидетельствует зеленая лампочка нейтрали на приборной панели.

Старт. Все как обычно, нажимаем на кнопку стартера.

Глушим мотоцикл. Тоже как обычно, переводим двиг-стоп в положение «Off». Если двиг-стоп оставить в этом положении, то зажигание выключится автоматически через 6 сек.

Стояночный свет. По вполне понятным причинам включить эту функцию можно только при включенном зажигании. Просто включаем габариты на правом пульте, переключаем двиг-стоп в положение «Off», зажигание будет выключено через 6 сек. Таймер габаритного света установлен на 15 мин.

Очень просто, не так ли? И очень удобно, проверено… За этой простотой 2 года работы, 2 полностью изготовленных платы, Бог знает сколько спаленных макетов, транзисторов и нервов. Да, и еще один момент, который особенно актуален для мото-гаджетов: энергопотребление системы комфортного доступа составляет 6мкА.

Мы продолжаем работу над проектом совместно с самарским представительством «Alarm Trade», выступившим в качестве партнера и дополнительного генератора идей. Есть мысли по снижению габаритов moto CAS и оптимизации его элементной базы за счет более полного использования возможностей Пандоры. В качестве платформы для строительства moto CAS 3.0 мы выбрали более современную и компактную систему Pandect X1100.

Почему? По нескольким причинам: во-первых, Pandora DXL 4200 moto проявила себя очень надежным и гибким модулем, позволяющим в широких пределах надстраивать систему с использованием программируемых входов-выходов; во-вторых, квалифицированная и оперативная техническая поддержка самарского представителя калужского «Завода Опытного Приборостроения» (решение вопросов с прошивками, метками, корпусами занимало не более недели); ну а в-третьих, поддерживаемая гарантия в Самаре, немаловажный для нас аспект с учетом того, как мы мучали блок. 

  DSC_0057